Начинающему христианину

Таинство Крещения

 

Памятка приходящему ко Святому Крещению и его восприемникам

 

Святая Церковь преподает нам силы, «к жизни и благочестию» (2 Петр. 1: 3). Без благодатных сил не может жить ни один член Церкви, и они подаются нам по мере нашей веры и любви к Богу. Действия же, через которые подаются нам эти силы, называются Таинствами.

Таинства были учреждены Господом нашим Иисусом Христом. Таинство Крещения самое первое. Оно служит дверью в Церковь Христову: только принявший Крещение человек может стать членом Церкви, и потому Крещение называется еще «духовным рождением». Для некрещенного закрыты врата рая. Сам Господь сказал: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие» (Ин. 3: 5). Но и здесь, на земле, некрещенный человек для Церкви как бы не существует: на него не действует благодать, подаваемая в других Таинствах, за него нельзя молиться в Церкви, его нельзя поминать ни при жизни, ни после смерти, его нельзя отпевать. Однако это не исключает домашней молитвы за некрещенных людей, и тем более не означает, что к некрещенным мы должны относиться не по-христиански, без любви и милосердия. Но подлинная духовная жизнь начинается только с момента Крещения.

Необходимые условия для принятия Таинства Крещения — вера и покаяние. Кающийся человек сознает свои грехи и понимает, какую великую милость являет ему Бог в Таинстве Крещения, прощая все беззакония, все грехи, совершенные ранее. Вера нужна для осознания того, что только Христос может освободить тебя от грехов, ибо Христос взял на Себя грехи всего мира, «дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3: 16). Для всякого христианина Христос должен быть центром, средоточием всей его жизни, и любое уклонение от этого центра — это грех, измена Христу, нарушение обета верности Ему, данного при Крещении.

Принятие Крещения без веры и покаяния может послужить человеку в осуждение, поскольку «от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12: 48). Креститься нужно для того, чтобы получить познание истины, прощение грехов и вечную жизнь, любые другие мотивы принятия этого Таинства («чтобы быть русским», «чтобы Бог помогал», «потому что все крещенные») недопустимы. Согласно правилам Православной Церкви Крещение должно предваряться периодом подготовки. При нашем храме действуют огласительные курсы, в ходе которых желающий креститься знакомится с основами христианской веры и жизни. К Крещению нужно готовиться также молитвой и постом, посещая храмовые богослужения и начиная еще до Крещения жить церковной жизнью. Крещение детей совершается по вере их родителей, однако, родители берут на себя обязанность впоследствии научить детей вере.

Уже при самом принятии Святого Крещения в крестившемся совершаются неизгладимые перемены: он освобождается от власти первородного греха, и сатана изгоняется из его сердца. Хотя возможность искушать за диаволом остается, но он становится как бы внешним человеку. Некрещеный человек в силу первородного греха, в сущности, не может не грешить, а крещеный, хотя и может грешить, но властен над грехом.

Человек принял Крещение. Таинство совершено, и многие на этом успокаиваются, считая, что они выполнили необходимые обряды и больше от них ничего не требуется. Глубокое заблуждение! Крещение – это только начало спасительного пути. Нужно помнить то, что Крещением омываются в человеке первородный грех и вина за все проступки и грехопадения, совершенные до Крещения. Но зародыш греха – греховные привычки и влечение ко греху — остаются в человеке, и преодолеваются они усилиями самого человека, путем подвига всей его жизни, ибо Царствие Божие, по словам Господа, приобретается усилием. И другие Таинства церковные (Покаяние, Причащение, Елеосвящение), молитвы и богослужения являются средствами освящения христианина. В них христианин, по мере своей веры и нужды, получает Божественную благодать, содействующую его спасению. Без этой благодати, по учению апостольскому, мы не только не можем творить добро — не можем даже и пожелать его (Флп. 2: 13). Однако это не означает, что от самого человека ничего не зависит — от него зависит, примет ли он Божественную благодать, или нет, захочет ли исполнять волю Божию, и насколько усердно и решительно он будет ее исполнять.

Следующие тексты должен знать каждый, приходящий к Крещению.

СИМВОЛ ВЕРЫ

 

По-церковнославянски

 

По-русски

 

1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

 

Верую в единого Бога, Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

 

2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

 

И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Которым все сотворено.

 

3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

 

Ради нас людей и ради нашего спасения сошедшего с Небес, и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.

 

4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.

 

И распятого за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного,

 

5. И воскресшаго в третий день по Писанием.

 

И воскресшего в третий день, согласно Писаниям.

 

6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

 

И взошедшего на Небеса, и сидящего одесную Отца.

 

7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

 

И вновь грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, царству Которого не будет конца.

 

8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

 

И в Духа Святого, Господа животворящего, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном равно покланяемого и прославляемого, говорившего через пророков.

 

9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

 

В единую, святую, соборную и апостольскую Церковь.

 

10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.

 

Признаю одно крещение для прощения грехов.

 

11. Чаю воскресения мертвых[1],

 

Ожидаю воскресения мертвых,

 

12. и жизни будущаго века. Аминь.

 

И жизни будущего века. Аминь.

 

МОЛИТВА ГОСПОДНЯ

 

По-церковнославянски

 

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

 

По-русски

 

Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

 

 

 


[1] Слово «чаю» подразумевает очень сильную и живую надежду, его можно перевести как «жду с нетерпением». Многие неправильно произносят эту строчку как «чаю воскресения мертвым», что может свидетельствовать о глубоком непонимании одного из важнейших христианских догмат

Таинство Причастия

 

«Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его,
 то не будете иметь в себе жизни.
 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную,
и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6: 53-54).

 

 

Причастие Тела и Крови Христовых является самым главным Таинством Православной Церкви. Без преувеличения можно сказать, что именно ради этого Церковь существует. Это Таинство Христос установил накануне Распятия во время Своего последнего пасхального ужина с учениками («Тайной Вечери»). Во время этой вечери Господь взял хлеб, преломил его и подал ученикам, говоря: «Примите, ешьте, это Тело Мое, которое за вас предается», после сего Он взял чашу с вином и сказал: «Пейте из неё все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». По слову Господа, хлеб и вино стали Его Телом и Кровью. Совершив это, Господь сказал: «Сие творите в Моё воспоминание». С тех пор это великое и страшное Таинство совершается для нас на каждой Литургии, и мы, вместе со святыми апостолами, вкушаем под видом хлеба и вина Тело и Кровь Спасителя.

 

В этом Таинстве мы встречаемся с Самим Богом так близко, как никто не мог бы и представить себе, а приближаясь к Богу, мы приближаемся к огню, который может согреть, но может и обжечь или даже спалить дотла. Встреча с Богом необходимо предполагает Божий суд над человеком. Поэтому приступать к Чаше нужно с особым благоговением, «со страхом Божиим, любовию и верою». Для Причастия необходимо соблюдение следующих условий:

 

1. Вы должны быть крещены в Православной Церкви и иметь православную веру. Причастие невозможно для человека, сознательно отвергающего те или иные догматы христианского вероучения. Если Вы не знаете, крещены Вы или нет, или не уверены, что Вас правильно крестили (например, если Вас крестили какие-нибудь бабушки), обратитесь к священнику для решения этого вопроса.

 

2. К Богу следует приходить с чистой совестью – т.е. очищенной в покаянии, поэтому перед причастием необходима исповедь (о том, как подготовиться к первой исповеди, написано в листовке о Таинстве Покаяния).

 

3. Для того чтобы помочь нам настроиться на нужный лад, Церковь установила особые правила подготовки к Причастию: пост (обычно три дня), во время которого не едят яиц, мясных и молочных продуктов, и молитвенное правило, состоящее из Последования ко Святому Причащению и трех канонов – Господу, Божией Матери и Ангелу Хранителю. Все эти тексты есть в книге «Молитвослов» (если Вы готовитесь к Причастию в первый раз, достаточно будет прочитать только Последование ко Святому Причащению). В день Причастия с полуночи ничего не едят и не пьют. Если Вы по тем или иным причинам не можете исполнить все эти правила, решите этот вопрос лично со священником.

 

Обычно рекомендуется причащаться не реже, чем раз в месяц, но этот вопрос также решается лично. Регулярное причастие Тела и Крови Христовых — не просто формальное требование. Жизнь христианская — это жизнь богочеловеческая, поэтому невозможно быть христианином вне реального общения с Богом. Без причастия великое дело нашего Спасения, совершенное Иисусом Христом, остается для человека практически пустой абстракцией, а Сам Бог — лишь чуждой и страшной силой. При этом, конечно, невозможно богообщение, к которому мы призваны, и в котором в одном мы можем найти подлинное блаженство и смысл нашей жизни.

 

Божественная Литургия – богослужение, за которым происходит Таинство Причастия, – это центр богослужебной жизни Православной Церкви. Каждый православный христианин должен стремиться к тому, чтобы лучше понять это богослужение и молиться Богу сознательно и разумно. Чтобы помочь Вам в этом, на обратной стороне листа мы напечатали краткую схему Литургии, а также объяснение трудных слов и выражений.

 

 

Краткая схема Божественной Литургии

 

 

1

 

Начальный возглас священника: «Благословенно Царство Отца и Сына, и Святаго Духа…»

2

 

Мирная ектенья: «Миром Господу помолимся…» — молитва о Церкви, стране и всех людях.

3

 

Антифоны — пение особых хвалебных псалмов, перемежающееся малыми ектеньями.

4

 

Во время пения третьего антифона «Малый Вход». Священник с Евангелием выходит на солею и после возгласа «Премудрость, прости» входит в алтарь.

5

 

Ангельское славословие («Трисвятое»): «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас».

6

 

Чтение Священного Писания — отрывки из Апостола и Евангелия.

7

 

Сугубая ектенья — молитва о живых и усопших, а также о всех нуждах православных христиан.

8

 

Ектенья об оглашенных — молитва о людях, готовящихся к крещению.

9

 

«Оглашенные, изыдите» — с этого момента в храме могут присутствовать только «верные» — православные христиане, принявшие Крещение.

10

 

«Елицы вернии паки и паки миром Господу помолимся» — молитвы о верных.

11

 

Херувимская песнь, во время которой совершается Великий Вход — принесение хлеба и вина для совершения Таинства. Великий Вход символизирует шествие Христа на Страдания.

12

 

Просительная ектенья: «Исполним молитву нашу Господеви…»

13

 

Всенародное пение Символа Веры.

14

 

Евхаристическая молитва или Анафора — центральная часть Литургии. Начинается с благодарения Бога за творение и искупление, далее переходит к воспоминанию Тайной Вечери и установления Таинства Евхаристии. Во время пения «Тебе поем…» происходит преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. После этого мы всех святых, особенно о Божией Матери («Изрядно о Пресвятей…»), благодарим Бога за их прославление, и просим их молиться с нами, молимся обо всех православных христианах, о вселенной, о нашей стране и обо всех нуждах церковного народа.

15

 

Просительная ектения: «Вся святыя помянувше…»

16

 

Всенародное пение молитвы «Отче наш…»

 

17

 

Возношение Святых Даров, возглас «Святая святым».

18

 

Причащение священнослужителей (в алтаре).

19

 

Причащение мирян. «Тело Христово приимите, источника бессмертного вкусите».

20

 

Перенесение Св. Даров на Жертвенник.

21

 

Благодарственная ектенья: «Прости приимше Божественных, Святых, Пречистых, Бессмертных, Небесных, Животворящих Страшных Христовых Таин, достойно благодарим Господа…»

22

 

Окончание Литургии, отпуст.

 

Объяснение некоторых слов и выражений

 

Возглас — часть молитвы, произносимая священником громко во всеуслышание.

Ектенья — прошения, произносимые диаконом (или священником, если нет диакона) от лица народа, на которые хор отвечает «Господи помилуй» или «Подай Господи».

Миром — в мирном расположении духа.

Паки и паки — снова и снова.

Ныне и присно, и во веки веков — сейчас, непрестанно и во все века.

Аминь (из иврита) — истинно так.

Аллилуйя — хвалите Бога.

Я?ко — ибо, как, когда (в зависимости от контекста).

Еси — ты есть (2 л. ед. ч. глагола быть).

Блаженный — счастливый.

Прости — стойте прямо.

Вонмем — будем внимательны.

Оглашенные — люди, готовящиеся к Крещению.

Елицы — все, которые.

 

И?же — который, которые.

Предстоятель — архиерей или священник, возглавляющий службу.

Евхаристия (от греч. «благодарение») — другое название Таинства Причастия.

Святые Таины, Святые Дары — Тело и Кровь Христовы.

Солея — возвышение перед иконостасом.

Амвон — центральная часть солеи.

Престол — специально изготовленный стол, обычно кубической формы, располагающийся в центре Алтаря. На Престоле совершается Евхаристия,  а также хранятся запасные Дары.

Жертвенник — стол, располагающийся в Алтаре слева от Престола. На жертвеннике совершается проскомидия, то есть приготовление хлеба и вина для совершения Божественной Литургии.

Отпуст — краткая конечная молитва богослужения: «Христос, Истинный Бог наш… помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».

 

Херувимская песнь в русском переводе: «Мы все, таинственно изображая херувимов и принося Святой Троице трисвятую песнь, да отложим ныне все житейские заботы, дабы поднять Царя всех, невидимо копьеносимого ангельскими воинствами. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя».

Херувимы — наивысший чин ангелов

Трисвятая песнь — ангельское славословие: «Свят, Свят, Свят Господь…» (Ис. 6: 3).

Копьеносимый — титул Императора в Византии (при избрании Императора воины несли его на щите, который ставили на свои копья).

 

Таинство Покаяния

Как подготовиться к первой исповеди

 

«Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1: 15) — с этих удивительных слов началась проповедь Иисуса Христа. Покаяние — величайшее чудо преображения, возможность пересмотреть прошлое и начать новую жизнь, разрушение преграды между Богом и человеком, воздвигнутой грехом — отныне всё это дается даром всякому верующему во Христа.

 

Что нужно, чтобы покаяться и получить новую жизнь с Богом?

 

Для начала нужно честно сравнить себя с Божественными заповедями (10 заповедей см. на обороте), чтобы узнать свои грехи. Но знание грехов — это еще не покаяние, а только самое его начало. Далее нужно:

 

·    Осознать безобразие, гибельность и неправду совершенного греха.

 

·    Отвергнуть все попытки самооправдания и признать свою вину.

 

·    Вспомнить о том, что грех страшен не столько своим безобразием, сколько тем, что он навлекает праведный гнев Бога.

 

·    Дойти до твердой решимости примириться с Богом и больше не грешить. Молиться о прощении и помощи в деле самоисправления.

 

·    Исповедовать грехи перед священником в Таинстве Покаяния и получить разрешение.

 

·    Если грех привел к ущербу ближнего, нужно постараться еще до исповеди загладить этот вред (вернуть украденное, помириться с тем, кого обидел и т.п.).

 

·    После — покрывать совершённый грех противоположной ему добродетелью.

 

Исповедь

 

В нашем храме исповедь совершается ежедневно во время утреннего богослужения, вы также всегда можете договориться со священником об исповеди в другое время. Это особенно актуально, если в данный момент у священника нет возможности уделить вам необходимое время из-за большого количества людей. Во время исповеди вы должны назвать свои грехи (можно написать их в записке), не вдаваясь в излишние подробности, но и не скрываясь за общими формулами. На исповеди неуместно рассказывать о чужих грехах, решать какие-либо мирские вопросы, а также пытаться себя оправдать — оправдать нас может только Бог, при условии нашего искреннего покаяния и веры во Христа, спасшего нас Своей Смертью и Воскресением.

 

А что если грехов нет?

 

Этот вопрос может возникать по двум разным причинам. Чаще всего мысль о собственной безгрешности бывает проявлением духовной слепоты и гордыни — молитесь, чтобы Бог избавил вас от этого страшного состояния и дал вам увидеть ваши грехи. Но бывает и так, что человек с Божией помощью исправил свою внешнюю жизнь, покаялся в старых грехах и на данный момент грехов не совершает, но не знает, что делать дальше. Такая внешняя безгрешность, по сути, является нормальным состоянием христианина, однако, это состояние всё же весьма далеко от совершенства. После исправления внешней жизни должен начаться следующий, намного более трудный этап — очищение сердца, результатом чего должна стать совершенная внутренняя чистота и полная свобода от греховных мыслей. Эта чистота и является, в свою очередь, условием для достижения высшей цели нашей жизни — богообщения. «Блаженны чистые сердцем, — говорит Евангелие, — ибо они увидят Бога» (ср.: Мф. 5: 8). Чистота сердца достигается длительной и трудной, но приносящей удивительную радость работой по искоренению в себе греховных привычек и страстей и по насаждению всех добродетелей, в чем да поможет нам Бог.

 

 

10 заповедей

 

1. Я Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов кроме Меня

 

Грехи: атеизм, язычество, суеверия, ереси, магия, астрология, хождение к бабкам и целителям, участие в сектах, участие в нехристианских ритуалах и праздниках, отречение от веры, отчаяние, любовь к вещам или людям больше, чем к Богу

 

Добродетели: богопознание, вера в Бога, надежда на Него и любовь к Нему, молитва, благодарение и славословие Бога, открытое признание своей веры, проповедь истинной веры

 

2. Не делай себе идола и изображения, не поклоняйся им и не служи им

 

Грехи: идолопоклонство, ношение амулетов, хранение в доме идолов и языческих изображений, духовное идолопоклонство: чревоугодие, сребролюбие, гордыня и тщеславие

 

Добродетели: очищение представлений о Боге от всего человеческого, щедрость, пост и воздержание, смирение, делание добра в тайне

 

3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно

 

Грехи: божба, богохульство, кощунство, сквернословие, невнимательная молитва, лень к чтению Библии и богопознанию

 

Добродетели: благоговение, страх Божий, непрестанная память о Боге, изучение Священного Писания

 

4. Шесть дней работай, а день седьмой — суббота Господу Богу твоему

 

Грехи: пропуск воскресного богослужения, работа в праздники, тунеядство, нарушение постов, установленных Церковью

 

Добродетели: соблюдение церковного ритма жизни, постов и праздников, а также домашнего молитвенного правила

 

5. Почитай отца своего и матерь свою

 

Грехи: оскорбление родителей, не почитание их и не поминовение на молитвах, не почтение к старшим, ругань на священство и власти

 

Добродетели: почтение к старшим (родителям, учителям, начальству, властям и священству), повиновение им, попечение о них

 

6. Не убивай

 

Грехи: убийство (в том числе аборт), самоубийство, вредные привычки, отказ в помощи больному, желание смерти, ненависть, гнев, драки, а также соблазн, т.е. убийство души

 

Добродетели: кротость, справедливость, милосердие, помощь нуждающимся, любовь к ближним

 

7. Не прелюбодействуй

 

Грехи: плотская любовь вне законного брака, супружеские измены, рукоблудие, смотрение непристойных изображений и фильмов, пошлые шутки и разговоры

 

Добродетели: супружеская любовь и верность, забота о семье, воспитание детей, целомудрие

 

8. Не воруй

 

Грехи: грабеж, воровство, присвоение денег или имущества обманом, обвес покупателей, ростовщичество, неисполнение обязанностей по работе, вымогательство, взяточничество

 

Добродетели: бескорыстие, честность, трудолюбие, милостыня

 

9. Не произноси на другого ложного свидетельства

 

Грехи: ложь, клевета, злословие, сплетни, укоры, осуждение

 

Добродетели: обуздание языка, справедливость, снисходительность, добрый совет

 

10. Не желай чужого

 

Грехи: зависть, недовольство своим положением, ропот на людей и на Бога

 

Добродетели: сорадование (радость о благе ближнего), благодарение Бога за всё

 

 

 Памятка христианину, желающему подойти к Святой Чаше для причащения животворящего Тела и Крови Христа Владыки. 

 

 

Православному христианину желающему приступить к святому Таинству Причащения надлежит помнить, что для того, чтобы Причастие Господу не было «в суд и осуждение» христианину необходимо выполнить ряд сущностных и дисциплинарных условий. Дисциплинарные условия не являются строго обязательными, и в особых случаях (например, болезни человека, опасной или сложной жизненной ситуации и т.д.) корректируются или даже совсем не исполняются. Однако православным христианам следует помнить, что выработке этих дисциплинарных условий послужил  большой  опыт жизни Церкви, и, поэтому, в обычных обстоятельствах эта внешняя подготовка (исповедь, участие в богослужении, пост, исполнение молитвенного правила  и т.д.) все же является обязательной.

 

1. Осознание смысла. Человек должен совершенно точно осознавать, куда и зачем он пришел. Он пришел, чтобы вступить в Богообщение, стать причастником Божества, соединиться со Христом, вкусить вечерю Господню для своего освящения и очищения от грехов, а не исполнить религиозный обряд, «попить компотика» или «поужинать». Апостол Павел говорит об этом так: «Далее, вы собираетесь, так, что это не значит вкушать вечерю Господню; ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается. Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю»(1 Кор. 11: 20-22).

 

2. Искреннее желание. Человек должен иметь совершенно искреннее желание соединиться со Христом. Это желание должно быть соединено со Страхом Божьим (благоговением к святыне) и чуждо всякого лицемерия: «Начало мудрости — страх Господень» (Притч. 9,10). Человек должен помнить, что тот «кто будет есть Хлеб сей или пить Чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней» (1 Кор. 11:27).

 

3. Душевный мир. Человек, подходящий к Чаше, должен иметь душевный мир, то есть состояние, чуждое злобе, вражде или ненависти к кому-либо. В таком состоянии для верующего человека  подойти  к Таинству невозможно. Господь наш Иисус Христос сказал: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5: 23-24).

 

4. Церковность.  Человек не должен нарушать церковных канонов, отлучающих его от Причащения и Церкви, то есть находиться в допустимых Церковью рамках веры и нравственной жизни, так как «благодать даруется тем, которые не нарушают пределов веры и не преступают преданий отцов» (Послание к Диогнету). А в случае отступления от веры и совершения смертных грехов, воссоединиться с Церковью в таинстве Покаяния.

 

5. Напряжённая духовная жизнь.  И, наконец, последнее, и очень важное сущностное условие. Христианская жизнь, к которой призван каждый верующий, невозможна без ведения им напряжённой духовной жизни как постоянной внутренней  борьбы христианина между живущим в нём ветхим человеком с повреждённой грехом природой и новым человеком, рождённым во Христе в таинстве Крещения, получившим семя вечной жизни, которое он призван возрастить. Напряжённая духовная жизнь включает в себя постоянное самоиспытание и противление греху, понуждение себя  к следованию заповедям Христовым и деланию добрых дел, истинному покаянию, воздержанию  и т.д.  Из  этого сущностного условия вытекают последующие дисциплинарные условия, которые Церковь предлагает как способствующие ведению правильной духовной жизни.

 

6. Литургический пост.  Перед причастием по древнейшей традиции Церкви  необходим  так называемый литургический пост, или пост перед Причащением, который заключается в том, что с полуночи накануне перед причастием ничего не едят и не пьют, ибо принято приступать к Святой Чаше натощак. В дни праздничных ночных служб (на Пасху, Рождество и т.д.) следует помнить, что продолжительность литургического поста составляет по определению Священного Синода РПЦ 1969 года не менее 6 часов. Возникает вопрос, если кто-нибудь, постясь для приобщения Святых Таин, умываясь или находясь в бане, нехотя проглотил немного воды, должен ли таковой причаститься? Как отвечает в своём каноническом послании святитель Тимофей Александрийский: «Должен. Ибо иначе сатана, обретя случай удалить его от Причащения, чаще будет делать то же» (ответ 16). В сомнительных случаях утром перед службой можно обратиться за советом к священнику.

7. Исповедь. Традиция Русской Православной Церкви требует обязательной исповеди перед причастием: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает»(1 Кор. 11, 28-29). Исповедь перед Причащением может происходить как накануне вечером, или утром, перед литургией, так и в необходимых случаях (праздники, загруженность священников из-за большого скопления народа и т.д.), за несколько дней до Причащения.

 

8. Телесный пост. Желающий причаститься должен постараться достойно приготовиться к этому святому таинству. Ум не должен чрезмерно рассеиваться по мелочам житейским и развлекаться. В дни подготовки, если позволяют обстоятельства, надлежит посещать богослужения в храме и более прилежно выполнять домашнее молитвенное правило. Средством к такой более сосредоточенной духовной жизни является пост (в церковной практике он называется говением): телу предписывается воздержание и ограничение в пище (мясной и молочной). Телесный пост перед причастием продолжается, обычно, несколько дней и общее правило здесь таково: чем реже человек причащается, тем строже и больше должен быть телесный пост, и наоборот. Мера телесного поста также обуславливается семейными и социальными обстоятельствами (жизнь в нецерковной семье, тяжёлый физический и интеллектуальный труд), и в этих условиях естественно снижается. Отметим, что для христиан, соблюдающих однодневные и многодневные посты, во время Светлой пасхальной седмицы телесный пост перед причастием, как правило, полностью отменяется.

 

9. Участие в богослужении и домашняя молитва. Так как храмовое богослужение позволяет лучше подготовиться к литургии (общему делу — греч.), здоровому человеку накануне Причащения надо постараться  придти в храм и помолиться вместе со всеми на вечернем богослужении. Домашняя молитва включает в себя кроме обычных утренних и вечерних молитв, чтение последования ко Святому Причащению — канон вечером, а остальное последование вслед за утренними молитвами утром. Русская традиция предусматривает также чтение трёх канонов: покаянного ко Господу, молебного ко Пресвятой Богородице, и канона ангелу-хранителю; обязательным является их прочтение в случае отсутствия на вечернем богослужении. Желающие, по личному усердию, могут прочитывать также и другие моления, например, акафист Иисусу Сладчайшему.

 

10. Телесная чистота. Существуют определённые требования к телесной чистоте мужчин и женщин: им предписывается накануне Причащения отказаться от телесных супружеских отношений. Древняя аскетическая традиция также предписывает без острой необходимости мужчинам воздерживаться от Причащения в день после ночного непроизвольного истечения, а женщинам — во время женских дней и сорокодневного послеродового периода: «Молиться, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминать Господа и просить помощи — не возбранно есть. Но приступать к тому, что есть Святая Святых да запретится не совсем чистому душою и телом» (Второе каноническое правило свт. Дионисия Александрийского).

Файлы для скачивания:

Комментирование запрещено